Минские спелеологи на вершине Эльбруса (5642м). (июнь 2014)

Сначала после нашей поездки в прошлом году захотели туда пойти пару человек, потом еще пару, затем кто-то еще подтянул кого-то и тут где-то в феврале мы поняли что нас уже собирается отличная компания и надо ехать. В итоге нас собралось аж 13 человек. все

Состав участников:
Дмитриева Ольга
Ишутин Сергей
Петухович Александр (Петька)

Все члены клуба Геликтит-ТМ и примкнувшие к ним Любин муж – Миша и наш очень хороший давний знакомый Петька.
Мы, недолго думая начали заниматься подготовкой и планированием экспедиции, а также самостоятельной подготовкой своего организма к тяжелым условиям восхождения (бег, плавание, правильное питание и др.)…
Месяцы пролетели незаметно и вот уже июнь и мы практически все собираемся (Люба с Мишей встречали нас в Москве) на минском жд вокзале чтобы отправиться в путь. Нас как обычно пришли проводить наши друзья, за что спасибо им большое (это всегда очень приятно).

на жд вокзале

На этот раз мы добираемся на поезде только до Москвы, а уже оттуда летим на самолете. Этот способ показал себя самым оправданным, по времени очень быстро и удобно, но деньгам – практически тоже самое.

в самолете

Единственное что в самолете лимит по багажу (вес 23кг, размер 158см сумма трех измерений и ручная кладь вес 10кг, размер 110см сумма трех измерений)… в принципе туда реально воткнуть и все свои шмотки и спец. снаряжение (кошки, ледорубы) и всё лагерное (палатки, спальники, котлы, горелки…) и даже всю пайку, но надо аккуратно и правильно паковать…

Вот мы со всем нашим багажом – рюкзаки которые сдаем в багаж мы замотали стрейч-пленкой:

с багажом

После Москвы конечно аэропорт Минеральных Вод кажется каким-то маленьким (хотя после Москвы наверно каждый аэропорт России какой-то небольшой). Выйдя мы сразу почувствовали что мы сильно южнее, палящее солнце и люди в майках и шортах были тому подтверждением.
Мы нашли микрик который домчал нас до поляны Чегет, до деревянных домиков в которых мы и заселились. Здесь мы проживём пару дней и будем ходить на акклиматизацию, чтобы наш организм постепенно привык к высоте и в процессе восхождения легче переносил её влияние.

Первый день и ужин за круглым столом.

за круглым столом

На следующий день первые акклиматизационные выходы. Мы всей группой идём на водопад «Девичьи косы», на этом водопаде снимали некоторые кадры из фильма «Вертикаль» с В.Высоцким.

на девичьи косы

Дальше идём в сторону ледовой базы, цель просто зайти приблизительно на 3000м и там немного побыть… Дошли, прошли немного и решили возвращаться.

обсерватория

Обратно пошли другим путём через обсерваторию – там находится международная астрономическая обсерватория, основанная в 1980 году на пике Терскол (3150 м).

За обсерваторией дорога теряется, переходит в тропу и едёт по каменистому хребту… Мы спускались и любовались красивыми видами.

скальная тропа

Все уставшие, но довольные вернулись на нашу поляну… Вечером пошёл дождь, впринципе в тех местах резкие изменения погоды это вообще нормально. После обеда погода обычно портится, поэтому когда идёт восхождение на Эльбрус выходят ночью, чтобы успеть к утру зайти и до обеда (до того как погода испортится) вернуться.

Следующий день опять был замечательный и солнечный и мы пошли на второй день акклиматизации – на гору Чегет.

на чегет

Красавец Эльбрус! С Чегета отличные виды… Мы всё время вспоминали повесть «Завтрак в видом на Эльбрус» Юрия Визбора (кому интересно – ее можно найти в инете)… наверно это самое оптимальное место для рождения этой фразы…
Мы конечно её чуть изменяли и у нас был «Перекус с видом на Эльбрус», но это нас тоже очень устраивало

с видом на Эльбрус

Следующий день. Сегодня начинается подъём на Эльбрус, медленно с перестановкой лагеря, и хождением на акклиматизации по высоте, но это все уже на одной горе – на Эльбрусе.

Мы стартуем с поляны Чегет, проходим Терскол и приходим в Азау откуда поедем по канатной дороге до станции Мир (3500м).
Мы едем на маятниковой канатке, это когда от точки до точки идут только два вагончика, один наверх и второй такой в противовес ему – вниз. Есть ещё гондольного типа, там вагончики сами поменьше, но их количество гораздо больше, они идут один за другим.

Мы всё-таки выбрали первую.

канатка

Там есть переходная станция «Старый кругозор» (3000м) на ней ты переходишь в другой вагончик маятниковой канатки и он уже тебя везёт второй кусок маршрута до станции «Мир» (3500м).

Мы приехали на 3500м где-то к обеду, у нас по плану поставить лагерь и пойти ещё сходить наверх, подняться хотябы до станции «Бочки» (3800м) для лучшей акклиматизации.

на бочках

Мы все дошли до 4000м, побыли там немного и начали спускаться вниз.

На завтра перестановка лагеря в район «Бочек» (дальше уже все ночёвки до спуска были в снегу). Ещё план на завтра и на последующие дни - акклиматизация выше (нужно пару раз сходить до скал Пастухова (4800м) или до начала косой полки (5000м) для лучшей акклиматизации.

По пути находится знаковое место – Приют Одиннадцати, конечно же и там надо обязательно побывать.

приют 11

Верхний наш лагерь был рядом со скалами недалеко от приюта Одиннадцати, отсюда мы делали следующие акклиматизации и выходили на восхождение тоже из него…
лагерь в снегу

Так получилось что до того как мы приехали (22 июня 2014) погода была плохая. Вообще самыми оптимальными месяцами для восхождений считаются июль и август. Но обычно люди массово начинают ходить на Эльбрус с начала мая. В мае ещё тяжелые восхождения, погода обычно плохая, но к июню погода уже устаканивается и в июне заходит много людей. В этой год из-за того что в мае была очень плохая погода относительно прошлых лет - очень не много людей зашли на вершину. И даже с мая по июнь за эти два месяца уже 5 человек погибли там.

Так вот когда мы приехали погода была плохая, но установилась хорошая с первого дня нашей акклиматизации (23его июня) и была хорошая аж до дня когда мы собирались выходить на восхождение (28его июня). Впринципе летние перерывы в 4-5 дней (хорошая/плохая погода) это вполне нормально. Так вот нам немного нехватило хорошей погоды – мы не успели.

непогода

В этот день (28.06.2014) в два часа ночи мы вышли на восхождение. Было очень холодно, мороз, метель которая бьет в глаза и ветер. Было тяжело, но терпимо, хотя периодические порывы ветра очень напрягали. Мы шли думая дойти до косой полки и посмотреть какая ситуация будет там: или к утру немного растянет тучи и будет лучше и мы сможем пойти дальше, или (если погода будет плохая) просто будем считать что это был ещё один акклиматизационный выход и вернёмся в лагерь…

Выходили мы все вместе и двигались группами, каждый в своем темпе, кто уставал, останавливался и отдыхал и либо присоединялся к группе которая его догнала на тот момент, либо спускался в лагерь. Так на разных этапах практически все развернулись ещё до косой полки, или когда дошли на Косую полку погода не давала идти дальше, и ребята шли вниз. Ромке и Петьке удалось проскочить на Косую полку, там немного развиднелось и они решили все таки попробовать дойти до вершины… Это было очень тяжело – но у них это получилось. Правда, зайдя на вершину обычно любуешься пейзажами вокруг и твоему взору открываются огромное количество вершин Кавказа, в этом случае видимость была очень плохая, и ветер настолько сильный что даже встать на вершине стоило огромных трудов.

на вершине 28.06

Ребята долго там не тусили – сфотографировались и начали спускаться вниз.

В это время у нас в лагере во всю сыпал снег и ветер трепал палатки практически незамечая стен которых мы настроили вокруг них.
Ребята вернулись в лагерь в районе 13:00: уставшие, замерзшие, но очень довольные тем что у них получилось, тем более что это прошло в таких сложнейших условиях.

Позже, уже пообщавшись с самарцами, ребятами, которые стояли лагерем рядом с нами (как оказалось у нас даже есть общие знакомые спелеологи – вот как тесен мир), там все кто стоят рядом общаются и ходят в гости друг к другу и на Приют Одиннадцати, ну там прогноз погоды узнать, да и просто поговорить, мы узнали, что в этот день только двое ребят смогли подняться на вершину (это наши Ромка и Петька), все остальные выходившие ночью, повернули обратно.

Дальше были ещё два дня ожидания погоды, снег сыпал и сыпал, было такое чувство что он никак не перестанет, мы выходили каждые пол часа- час отряхивать палатки. Иначе их просто бы сломало, кроме этого приходилось ещё и откидывать снег от палатки лопатой, иначе так как мы огородили себя стенками, мы получились как в бассейне, и если с палатки снег стряхивали он засыпал подходы к ней. Кроме снега была еще такая неприятность, как ОООЧЕНЬ сильный ветер, иногда мы даже через раз выходили по «необходимой нужде» потому что казалось, что это просто НЕВОЗМОЖНО сделать на таком ветру и не превратиться в ледышку…

Вообще, хочу я вам сказать, просто тусить в палатке и ничего не делать - это тоже не легко, это сначала, первые пару часов нормально, а потом начинаешь на стены лезть, там нельзя ни встать, ни походить, да и вытянуться то не особенно много места, да и заняться особо нечем… Мы сидели читали книжку (вернее Ромка читал нам вслух) он читал про первое восхождение на Аннапурну Мориса Эрцога… Конечно в тех условиях она была особенно интересна. Как раз за все дни ожидания - мы успели прослушать её всю.

в палатке

Второй штурм был ночью 30.06.2014. Когда мы вылезли ночью из палатки было морозно, ветер дул, но уже не такой сильный, а снег и вовсе прекратился… У нас всё было добровольно – кто хотел на восхождение, собирался и выходил, кто не хотел – оставался в лагере, дальше спать…

Это фотки с вечера перед восхождением, вроде начало растягивать:

закат

А вот фотки с восхождения:

восхождение

Опять все шли в разном темпе – но все шли группами. А вообще на горе очень много людей ждали погоды и поэтому сейчас на восхождение шло человек наверное 50.

Ромка с ребятами (с ним шли Серега и Женя) на Косой полке догнали группу ребят, которые сидели и отдыхали.
Ромка: «Че сидим? Пошли?»
Сидящие: «Отдыхаем. Смотри, там надо тропить, следы прошлых восхождений полностью замело, ещё и снега насыпало!»
Ромка: «Ладно, че сидеть, всё равно надо идти. Мы пошли»

И они пошли… и так потихоньку, тропя, и проваливаясь в снегу, так и вышли на вершину. Первые в этот день. Это было нелегко, первым идти всегда тяжело – но ребята, молодцы!

Позже, когда они спускались, те кто сидел когда они общались, будут идти ребятам навстречу и конечно скажут «большое спасибо», ведь по протропленному идти гораздо легче. А здесь на высоте итак организм чувствует себя неочень хорошо и каждый шаг дается с трудом.

на вершине 30.06

Ирка с Артёмом зашли на вершину позже (Ромка при встрече на спуске передал им флаг клуба), так что флаг нашего клуба в этот день побывал на вершине 2 раза. А вообще за всю поездку аж ТРИ!!

В этот день многие восходившие у кого была недостаточная акклиматизация не смогли попасть на вершину, но погода была замечательная и все у кого организм нормально адаптировался к высоте – зашли. Были даже ребята которые специально перли на вершину гитару чтобы там сыграть песню В.Высоцкого «Здесь вам не равнина, здесь климат иной…». И у них получилось – они молодцы.

Вот какие виды вокруг.

виды вокруг

Ребята спускались счастливые и довольные, день был замечательный.

В лагере все уже собирали рюкзаки и палатки. Сегодня мы должны были сброситься с горы. Мы итак тут засиделись. Мы просидели как раз столько, что завтра у нас бы уже заканчивался запас еды (мы рассчитывали приемы пищи на то время сколько нам реально нужно было для восхождения, плюс забивали пару дней на непогоду – расчёт оказался очень точным…

Мы спустились в Азау и оттуда вернулись на нашу поляну Чегет (с которой мы и начинали акклиматизации). Это всё происходило ещё 30 июня… Этот день получился ООООчень насыщенным…

Завтра у нас день отдыха, отмокания (помывушек, постирушек), гуляния по сувенирам и просто релаксации в зоне леса (вы себе даже не представляете насколько приятно для глаз, которые последние время видели только снег вокруг видеть траву, находиться в лесу, такое чувство что краски гораздо ярче и насыщеннее), а также мы сходим в Долину Нарзанов – это же край минеральных источников и чистейших вод, здесь газированная минеральная вода течёт прямо из земли.

Выглядят конечно эти места не без вечного русского «ай, и так сойдет». Но вода там действительно минеральная (кому-то нравится, кому-то нет, но что для нас это необычно никто спорить не будет)

нарзаны

На самой «Поляне Нарзанов» куча бабулек которые продают сувениры, чаи из трав собранных на Кавказе, варенье из сосновых шишек или прямо из еловых веточек, сувениры из овечьей шерсти так что купить можно всё что хочешь. Там ещё и кафешки летние стоят – можно попробовать настоящей кавказской кухни… Мы все дружно засели в одной из них и отведали только что приготовленные для нас хычины.

хычины

Хычи́н (карач.-балк. хычын; хыцын) пирог с картофельно-сырной или мясной начинкой с зеленью, национальное блюдо карачаевцев и балкарцев. По своей престижности они оценивались у карачаевцев и балкарцев по-разному, но все их разновидности были очень популярными в народе. Высшим гостеприимством хозяйки дома в прошлом считалось приглашение «на хычины». Это одно из самых почётных блюд в списке мучных кушаний карачаево-балкарской кухни. Любое застолье было просто немыслимо без хычина. Трапеза без хычина считается бедной, особенно без хычина мясного.

Вечером, когда мы пришли с нарзанов мы обсудили планы нашего дальнейшего похода и начали собирать рюкзаки на завтра.
Дальше мы планировали совершить пеший поход. Изначально (ещё в Минске) мы думали сделать треккинг вокруг Эльбруса (обойти его с северной стороны) и уезжать в Минеральные Воды из Хурзука, но в связи с тем что мы больше дней провели на горе, а время отъезда у нас было фиксировано (у нас уже были обратные билеты), у нас оказалось меньше ходовых дней и мы могли не успеть, поэтому мы решили не рисковать и пойти немного меньший кусок по протяженности.

на карте

Наш маршрут:
Поляна Чегет – поселок Эльбрус – по реке Ирик – перевал Субаши (1Б,3720м) – по реке Субаши – по реке Кыртык – поселок Верхний Баксан

маршрут

Выходили мы под моросящим дождем, но что очень было кстати, он не усилился, а наоборот прекратился и к поселку Эльбрус мы уже подходили сухие.

Где-то не далеко от этого поселка мы увидели памятник Владимиру Семеновичу Высоцкому
Там есть и музей Высоцкого, но он был в этот день закрыт, так что мы пошли дальше.

памятник Высоцкому

Идём и любуемся красивыми пейзажами вокруг.
Днём тучи растянуло и выглянуло солнышко.

вокруг трава

Пейзажи вокруг меняются, уже нас окружают камни и скалы, идём по тропе.

начинаются камни

Во второй половине дня погода опять начинает портиться – накрапывает дождик, мы доходим до развилки где в одну сторону тропа идёт на ледник Ирик, а в другую на ледник Ирикчат, нам на Ирикчат, но начинает накрапывать дождик, да и вечереет и мы начинаем искать место для лагеря… Место было очень интересное, дело в том что ровные места внизу (у реки) из-за разлива реки заболочены и поставить там палатки не представляется возможным, а мы вылезли на холм, и поставили наши 5 палаток на небольших ровных пятачках у водопада…

Виды конечно отсюда обалденные… Красота…

виды из палатки

На следующий день нам предстоит сложный участок маршрута, мало того что нам надо дойти ещё до самого перевала, нам его надо преодолеть и спуститься.

Ранний выход. Все готовы идти. До перевала мы доходим за пару часов. Перед нами перевал с осыпными склонами. Достаточно сложный подъем на него. Камни летят, поэтому группа идёт вместе, чтобы не сыпать друг на друга, на некоторых участках разбиваемся на более мелкие группы и пока верхние группы проходят, нижние пережидают в безопасной зоне и наоборот. Из-за того что постоянно приходится ждать и группы не могут двигаться параллельно, получается что все передвигаются крайне медленно, да и рельеф не способствует…

по дороге к перевалу

Чем выше, тем сильнее ветер… На перевале вообще холодно, пока дожидаемся остальных – достаем пуховки и готовим чай…

На перевале отличный вид (видны восточные склоны Эльбруса, да и вообще горы вокруг).

перевал

Немного посидели и надо спускаться, осталось пару часов до темноты, надо успеть пройти опасный участок.

спуск

Эта сторона перевала более пологая, с начала немного сыпухи, а потом по снегу. Мы в течении часа сбегаем к реке, и уже идём вдоль реки и ищем место где бы остановиться. Пока было светло те места которые проходили были ну какие-то совсем уж спартанские, там наши 5 палаток ну никак не влазили и мы решили идти до первого нормального места.

ночь

И вот мы вывалились на одну полянку и прямо там принялись ставить палатки….
Вот в каком красивом месте мы проснулись, поляна вся в цветочках, конечно оболденное место.

цветочная поляна

Проснулись, потащились немного, сейчас у нас времени много, впереди не очень сложные участки просто надо спуститься по реке к посёлку Верхний Баксан, так что мы себе позволили поздний подъём и немного отдохнуть на этой чудной полянке.
Идём дальше, тут тоже и переходы речек по камням и по весьма сомнительным мостам, но мы уже вышли из зоны снега, здесь луга, вокруг зелень и отличная погода… Так мы и шли остаток дня.

через реки

Остановились у сильно искорёженного ГАЗ 66. Вот уж действительно горная машина для забросок…

газ 66

Переночевали не доходя до посёлка Верхний Баксан. Завтра уже пойдём туда, потому что послезавтра нас с самого утра уже будут забирать в аэропорт.

Там кстати, в районе посёлка есть интересная штука – вертикальный подъёмник для машин… просто идёт дорога в сторону ГКХ, а там она прерывается и через 50 метров по вертикали (выше) продолжается, а эти 50 метров можно заехать на подъёмнике для машин (пассажиры при этом идут по ступенькам, которых около 300 и они располагаются рядом с подъёмником).

За этим подъёмником через километр находится погранзастава куда уже пускают только по предъявлении паспорта или пропуска (тут же уже Главный Кавказский Хребет, который является границей России с Грузией, а вдоль него 15ти километровая зона, она является зоной с особым режимом).

Дальше по дороге ущелье Адыр-Су, там расположен альп.лагерь Улу-Тау и много чего интересного и красивого, туда даже возят как на экскурсии, но это далековато, поэтому на машине, нам туда не надо было, мы чисто сходили посмотрели на подъемник, так еще прогулялись немного до погранзаставы и вернулись в лагерь на нашу живописную полянку.

ослики

На следующий за нами приехал Марат и мы поехали в Мин.Воды – сегодня днём у нас самолет…
Мы улетаем домой….

самолет

ЭЭЭЭх, еще одно приключение, оно было разным, ещё одним, абсолютно непохожим на другие, интересным, красочным, ярким и запоминающимся…

ТОЛИ ЕЩЕ БУДЕТ оёй ёй…

продолжение следует

Всем спасибо за внимание, удачи и интересных путешествий.

Автор текста: Сумкина Юля
В тексте использованы фотографии Лепея Романа, Петуховича Александра, Слизкого Артема, Кулешова Евгения.