Снега, леса, болота... Зимний пвд на Гремячее

Стоял у нас по плану школы первого года зимний поход. Намечен он был ещё на декабрь – но всё не было то снега, то морозов. И вот, наконец, свободные выходные совпали с зимней погодой, мы собрали рюкзаки и отправились в путь. Отправилось нас целых 18 человек: шестеро учеников-первогодок (Анжелика Бородина, Таня Тимофеева, Наташа Розум, Ян Куликовский, Максим Ткачук и Антон Татьяненко) и более опытные участники (Света Будько, Рома Лепей, Витя Михайлов, Антон Маринин, Дима Балёв (Бор), Андрей Недовизий, Катя и Дима Молевы, Артем Чебурахин, Никита Мазуров) и альтаировцы Оля Поливода и Дима Рожков.

все

Надо сказать, что изначально планировалась обычная пешка на два дня, километров по 15-20 в день по лесным дорогам. Но ведь самое интересное как раз там, где никаких дорог и в помине нет! Да и первогодки уже достаточно сильны… С этими мыслями я смело провела линию на карте через болото, и легла спать.

шахматыВ восемь утра, распугав очередь в кассу лентой в 36 билетов, мы сели в осиповичскую электричку. Спать уже не хотелось: кто-то доедал завтрак, кто-то вспоминал истории других походов, а некоторые даже играли в шахматы.

вид с вышкина вышкеПолтора часа пролетели быстро, и вот мы уже выходим на с. Верейцы. Красивое старинное здание вокзала, даже колокол висит – пока звонили в него и фотографировались, я приметила и первую остановку: за домиками высился огромный геодезический пункт. Часть группы свернула в магазин, а остальные пошагали прямо к вышке. Высотой не меньше метров 20, она так и манила, во всяком случае, половину группы. Спиленная внизу лестница была легко преодолена (и для чего пилили, раз залезть всё равно просто?), самые смелые взобрались на вершину этой «эйфелевой башенки», другие наблюдали открывающуюся панораму с площадки посередине. Подтянулись и те, кто ушел в магазин, и мы двинулись дальше.

выходим из деревнилес азимутДубовое, Дражня, Перерожки, Верхи – маленькие, почти не населённые зимой деревеньки сменяли одна другую. Без табличек на въезде, с обветшалыми домами они создавали атмосферу удаленности и заброшенности. Однако тут ещё была наезженная дорога шириной с автомобиль, внезапно закончившаяся тупиком в снегах на окраине последней деревушки. «Смотрите: стол, навес, баню найдем, зачем идти!» - смеясь, мы начали тропить снег на чуть заметной колее лесной дороги. Через минут 10, поняв, что заворачиваем не в том направлении, и вовсе свернули по азимуту в лес. Недавно посаженный, он стоял густыми рядками, и если идти вдоль ряда было легко, то чтобы пробиться сквозь ряд, приходилось неплохо щемиться.

переход каналаНа карте 1983 года у слияния каналов был нарисован мост. Деревянный мост на карте 30-летней давности – конечно, его не оказалось. Бобровые плотины помешали каналу замерзнуть, и группы разведчиков двинулись в разные стороны в поисках перехода. «Бор, ты хоть рюкзак сними, лёд пробовать!» - «Ай, нормально, смотри, какой он крепкий!» выше по течению от плотины канал всё же был способен выдержать человека даже с грузом, и мы двинулись дальше.

болото1 входимЗа каналом по карте начинался лес. Заболоченный лес. Не ожидая никакого подвоха, мы двинулись по азимуту к окраине полигона, но уже через сотню метров, проваливаясь в снег по колено, мы заметили, что проваливаемся не только в снег. Пытаясь обходить тонкий невидимый лёд по кочкам, мы наделали уже с километр петель, когда раздался голос: «Нет, надо всё же обуть сапоги!» Болото победило, и те, кто не переобулся после канала, спешно скидывали мокрые ботинки в рюкзак. Чтобы победить его уже в сухих сапогах :)

Полтора часа в болоте уже начинали казаться бесконечностью, когда уклон наконец пошел вверх и по сказочно красивому бурелому мы вышли на край танкового полигона. Перекусывая, кто-то, выйдя чуть живым, приходил в себя, другие шутили и строили планы на купание вечером в проруби. «А сколько нам осталось?» - «Ну, уже меньше половины. Но там ещё одно болото, покруче этого»…

тропимПротопав с пять километров по заснеженным тропам, мы, минув коротенький брод, добрели до просеки. Вроде обычный лес, высоко над нами колышутся верхушки сосен – но вдруг деревья расступаются. Открывая завораживающий пейзаж. болотоПеред нами расстилается толстое, всё в бугорках и вмятинках, снежное покрывало, а в сотне метров дальше это покрывало унизано сосёнками в два метра высотой. Напротив нас сосёнки расступаются, и вглубь уходит прямая стрела просеки. Теперь перед нами настоящее верховое болото – болото Усохи. Авангард ступает в снежное покрывало – среди кочек угадывается замерзшая вода, лёд держит – этот момент не может не радовать. Спустя час-полтора дороги в снегах выше колена и запахе багульника, мы вышли к озеру Гремячее. Солнце как раз клонилось к закату – именно тут и планировалась ночевка.привал болото Усохи

После вкуснейшего ужина (благодарность завхозу Анжелике, которая заморочилась с ним дома на три часа!) – долгие разговоры у костра, воспоминания и впечатления, шутки и истории. Двое самых смелых (Рома и Никита) даже искупались в проруби, а Недовизик облился холодной водой. Лёд на озере, кстати, был не менее 20 см!

прорубьпрорубь2

бродВторой день начался подъемом в восемь. «Мам, мам, можно я в школу сегодня не пойду?» - раздалось из соседней палатки. – «В школу не ходи. А вот на болото придется!» Позавтракав и собравшись, в 9.50 мы вышли на заметенную лесную дорогу. Идти было хорошо, впереди ожидался брод глубиной 0,1м. Разведчик подошел к кромке льда померять глубину – палка опустилась сразу на пол метра. Попробовали чуть дальше – метр глубины. То ли углубили канал за 30 лет, то ли дорогу так разъездили… Пообсуждав разные варианты переправ вроде срубленного дерева и зимнего брода, решили всё же обходить, крюк-то всего километра четыре. Сперва, правда, попугали первогодок, на полном серьезе сказав, что переплывать будем - выражение лица у некоторых товарищей определенно выиграло бы конкурс эмоциональности!

Тропя лесными дорогами, мы миновали пару теперь уже существующих мостов, столетние дубы над рекой Талька и пойменный лес. Очередной мостик вывел к березовой роще: деревья склонялись над дорогой, образуя арки, а под ногами у особо тяжелых мужчин потрескивал лёд. Несколько километров - и мы вышли в Матеевичи. Отсюда уже началась настоящая протоптанная тропинка, а ещё через пару километров – настоящая проезжая дорога вдоль дач.березы

Высматривая электричку на последнем привале, мы дружно решили, что за 40 минут 5 километров мы никак не успеем, и расслабленно отдыхали. «Электричка в 16.54. А следующая только в 17.54!» - сказала, проходя мимо, местная бабушка. На часах было 16.10. – «Так мы же не успеем!» - бабушка только улыбнулась и быстро зашагала дальше. – «А Вы что, успеете?» Переглянувшись, мы разом поднялись и одели рюкзаки. Не могли же мы допустить, что бабушка ходит быстрее нас!

бабушкаНикогда ещё так быстро в походе я не ходила. Обогнал бабушку только на середине пути авангард из пяти человек, и то только бегом. Благодаря ей мы успели-таки на 16.54. Пришли за две минуты до отправления. Есть бабушки в наших селениях, это точно! Вот кому разряд по туризму давать надо, она ведь ещё и с грузом была!

За окном плыли заснеженные поля, людей становилось больше. Мы ехали домой. С мыслями о том, как скоро будет уютно и тепло. С воспоминаниями о том, как покоряли канавы и болота, снега и мороз. Как покоряли зиму.

верейцы вся группа

В качестве бонуса - хронометрия похода от Наташи Розум:

4 февраля:
9-56 – прибытие на электричке Минск-Осиповичи на станцию Верейцы (видим красивое здание – ну конечно же фотосессия!)
10-03 – в деревушке около станции расходимся по делам (половина в магазин за семечками, половина на вышку. Да! На станции есть магазин с семечками!) )))
10-25 – общий сбор и уход от вышки (все спустились целые и невредимые)
11-35 – проходим в деревушке Автомагазин
11-55 – первый привал (пока все хорошо, все радуются, что на природе)
12-14 – привал окончен и снова в путь!
12-25 – первая река, брода нет, но есть лед. По льду с удовольствием пересекаем речку. С удовольствием – потому что опять все целы, никто не провалился, нас все еще 18! И тут же начинается первое наше болото!
13-00 – вынужденная остановка для переодевания резиновых сапог. У кого их нет – стоят, завидуют и надеются что будет не глубоко)))
13-15 – остановка закончена, в резиновых сапогах бодро шагаем по кочкам. Красота! Тепло и сухо ногам!
13-45 – болото закончилось (опять без потерь) и начинается красивый еловый лес с кучей корчей. Но мы бодры и веселы!
14-00 – лес закончился, вышли на дорогу. Уже пора и пообедать! Силы оставили в болоте, так что за «топливом» в рюкзаки!
15-00 – обед закончен, чай греет желудок, пора и в путь – выходим!
15-40 – ну, конечно, нести еду внутри себя устали… а значит что? Конечно привал!!!
16-00 – привал закончен! Вперед и быстрее, до темноты нужно добраться
16-14 – второе болото… В виде огромных снежных пузырей! Зачарованные вступаем в «бурбалки»!
16-37 – небольшой отдых, допиваем остатки воды (но в болоте ее много, так что не страшно)
16-50 – привал окончен, вперед по «бурбалкам»!
17-30 – вот и пришли на озеро! Потрясающий закат, заходящее солнце пробивается сквозь деревья и очередная маленькая фотосессия
18-30 – уже распален костер, кто-то греется и сушиться, кто-то рубит и собирает дрова, ставят палатки… Слышен стук топора… Это организовывают прорубь для сбора воды и ночного купания «моржеватых»))))
23-00 – закончен потрясающе вкусный ужин, в ледяную воду озера с воплями, которые взбодрили заснувших на зиму несчастных лесных зверушек, уже нырнули… А значит – отбой! Пройдено 20 км, а сколько завтра – знают только хитрые руководители. Так что отдых в теплых уютных палатках….
Примечание: в районе 21-22 часов прибытие еще одного товарища на лыжах (Рома Монахов), он 19-ый

5 февраля:
7-50 – общий подъем (дежурные встали конечно же раньше, чтоб с радостью и любовью развести с темноте костер и накормить несчастных заспанных товарищей))))
8-10 – завтрак (плотный, сытный и вкусный. Начинаем открывать глаза….)))
9-50 – выход! Палатки собраны и все проснувшиеся уже под рюкзаками! 19-го оставляем в одиночестве
10-40 – конечно же привал
10-50 – нечего отдыхать, переоделись и в путь
11-00 – еще одна река. Глубина больше метра. Обещанный картой брод отсутствует. Вернее он глубокий. Мысли о раздевании. Поиск решения, как пересечь
11-15 – прибегает руководитель Света с радостным сообщением, что идем вброд! И мы пошли!
В обход!))))))
11-31 – переход реки через мост, небольшая фотосессия
11-50 – привал на перекресте (обошли лесок, повернув направо)
12-00 – хватит отдыхать, чтоб не мерзнуть – нужно двигаться. Что мы и делаем – двигаемся вперед
12-20 – опять мост и выход на дорогу, идущую вдоль деревушки с прекрасным названием «Уголок пятилетки». Идем по дороге, думаем ,что хотели сказать этим названием…
12-50 – обед в лесу на дороге, небольшая фотосессия, доедаем припасы, лишний груз нам не нужен
13-53 – окончание обеда и вперед!
14-15 – очередной мост, речка и наше любимое – болото! Уже не переодеваемся, идем как есть. Путь вдоль реки изумительный! Белоснежный березы с сугробами снега на них создают красивейшую ветвистую аллею…
14-50 – прошли поле и привал. Дует ветер, становиться прохладно
15-05 – и опять мост
15-10 – вход в деревушку. Людей нет. Тишина.
15-30 – деревушка закончилась
15-50 – пройдя небольшой лесистый участок выходим к дачам… Цивилизация!
16-02 – посреди одной из дач делаем привал. Слышен звук проезжающей вдали электрички!))))
16-07 – выясняем на какое время на электричку успеваем. 3,5 км, по расписанию - через 45 мин. Проходящая мимо дачница сообщает, что 40 мин ходьбы до станции
16-09 – привал окончен! Бежим за тетушкой! Никакой усталости!
16-40 – свернули с дороги на тропу в поле. Следуем строго за тетушкой. Она во главе нашего отряда! Она главная! Электрички слышны все ближе…
16-49 – вступаем бодро на площадку станции Майский. Мы пришли!
16-53 – торжественная посадка в электричку!!! Команда в полном составе)))
18-33 – прибытие в Минск… Мы дома! Все!

Текст: Светлана Будько
Фото: Максим Ткачук, Роман Лепей. Татьяна Тимофеева

Теги: