Видео и фотосъемка в подземных полостях.
В последнее время спелеология, как спорт и наука, стала очень популярна. Вследствие этого у многих людей появилось желание поснимать в пещерах. Конечно, эстетика пещер в своем роде уникальна, и пещерный мир безумно разнообразен, но, на первый взгляд, пещеры не красочны.
В силу того, что человеческий глаз может различить меньше оттенков цветов, чем фото пленка , живопись для передачи красоты пещер очень мало используется. И фотография была и остается единственной возможностью передать людям на поверхности всю живописность подземного мира.
Снимок пещеры – это произведение искусства, и, вместе с тем, научный документ. Никакое, даже самое подробное описание, не сможет сравниться с фотографией, которая дает характеристику морфологии пещеры, типов натеков, форм и взаиморасположения ходов. Фотография используется при любом исследовании пещер: гидрологическом, биологическом, археологическом, а также исследовании микроклимата подземных полостей.
Но каковы же особенности подземной съемки? И что именно необходимо для создания живописных кадров? Начнем с самого начала. Итак, вы решили пойти в свой первый спелеопоход и привезти домой незабываемые кадры. Что вам надо, кроме обычного спелеоснаряжения? Конечно, фотоаппарат. Какой, цифровой или пленочный? По этому вопросу мнения расходятся, и решать вам. Могу сказать, что дорогостоящая цифровая техника очень капризна и постоянная 100% влажность, капеж, грязь часто выводят из стоя ее хрупкие детали. Пленочная техника проще, надежнее, а главное, дешевле, и кадры можно получить не хуже, чем на самой дорогой цифровой аппаратуре.
Но снимая на пленку нельзя сразу просмотреть отснятые кадры, а ошибки при экспонировании происходят достаточно часто, так как используется только искусственный свет. Эти ошибки могут загубить всю съемку.
Я склоняюсь к использованию цифры. Все проблемы с ней можно решить, используя водонепроницаемый бокс, который также защищает фотоаппарат от возможных повреждений, во время вашего спуска по веревке.
И, как показала практика, незащищенная аппаратура не всегда возвращается на поверхность в целости и сохранности. Выбор боксов на нашем рынке очень разнообразен, и найти бокс с хорошим отношением цены к качеству не составит проблем.
Наиболее подходящей аппаратурой в пещере является камера со сменным широкоугольным объективом. Оптимально использовать сверхширокоугольный объектив с фокусным расстоянием 20мм. Широкоугольник принято использовать из-за того, что в узких проходах человек находится на очень близком расстоянии от объекта съемки.
Как уже было сказано выше, в пещере съемка ведется только с искусственным светом, а значит, вам нужна вспышка. Среди спелеологов ходит поговорка, что света в пещере много не бывает. Поэтому фотовспышка должна быть достаточно мощной и должна иметь собственный источник питания. Думаю, лучше, чем Canon ex 580, вспышек практически нет, тем более что через переходник ее можно поставить практически на любой фотоаппарат. И вдобавок продаются водо- и пыленепроницаемые чехлы для них. А в крайнем случае, чехол можно и сделать самому, главное - захотеть.
За рубежом для съемки в пещерах достаточно широко используются одноразовые лампы-вспышки, заполненные кислородом и магниевой или алюминиевой фольгой. Их достоинства – легкость, портативность и нечувствительность к влаге. Само собой, вспышка используется не только для освещения, но и для создания композиции. Чтобы фотография получилось удачной, нужно сделать передний и задний план за счет постановки света.
Говорить об аксессуарах - картах памяти, фильтрах, аккумуляторах - нет смысла, они нужны при любой съемке и в любых условиях, пещеры не являются тут исключением. Но вот штатив в пещере несомненно нужен, и причем хороший. Разумеется, не обязательно тащить с собой в экспедицию огромный и тяжелый штатив, и так придется нести очень много. Но и пластиковые карманные штативы не подходят. Даже на поверхности с таким штативом при поднимании зеркала фотоаппарат трясется, а значит, изображение смазывается.
Теперь о технике фотографирования. Как уже говорилось, часто возникает проблема экспозиции. Ее можно решить, используя технику брэкетинга – один и тот же снимок сделать несколько раз, смещая при этом поправку на экспонометре в плюс или в минус одну ступень. Фотографы часто используют способ съемки в контурном свете. Существует две разновидности такой съемки. Можно расположить вспышку за моделью или любым другим объектом съемки, и направить свет в сторону фотоаппарата. Более простой вариант – это съемка в естественном контурном свете (свет с поверхности, из входа в пещеру).
В пещерах, особенно Европы, часто встречается наскальная живопись. При съемке рисунков рекомендовано использовать несколько вспышек, но их может не оказаться под рукой. Часто в таких случаях используется способ, который заключается в том, что фотоаппарат ставится на штатив, устанавливается длинная выдержка, и нажимается кнопка спуска. В это время фотограф водит лучом налобного фонарика по стене с рисунками по горизонтали «змейкой». Это позволяет добиться хорошей проработки рисунков.
Расчет необходимого количества света при съемке со вспышкой.
При съемке с одноразовой вспышкой – синхронной или несинхронной – расчет освещенности объекта довольно прост. У каждой вспышки имеется так называемое ведущее число, которое представляет собой произведение числа диафрагмы на расстояние от вспышки до объекта съемки. Ведущее число обычно дается для пленки в 130 единиц ГОСТ; для вспышки "Чайка", например, оно составляет 24. Это значит, что при съемки на пленку в 130 единиц мы можем освещать объект с расстояния в 6 м с диафрагмой 4 или с 2 м с диафрагмой 12. Естественно, при съемке на пленку иной чувствительности нужно пересчитывать ведущее число для этой пленки. При увеличении или уменьшении чувствительности пленки пропорционально увеличивается или уменьшается ведущее число.
Однако шаблонное использование расчета по ведущему числу в пещерной съемке может привести к значительным ошибкам. Дело в том, что отражательная способность пещерных объектов чрезвычайно разнообразна. Как при съемке под солнцем по-разному отражают свет снежные горы и зеленая листва, также по-разному получаются на пленке белые, блестящие кальцитовые натеки и темная глина. Поэтому при пещерной съемке всегда приходиться вносить поправку в расчеты, поправку приблизительную и неточную, порой уменьшая отверстие диафрагмы в полтора-два раза при съемке очень светлых объектов, а порой увеличивая в несколько раз. И поэтому одним из главных правил пещерной фотографии является дублирование снимков с разными диафрагмами. Вернуться в пещеру для повторной съемки порой невозможно, поэтому лучше потратить лишний час на съемку, чем привезти домой испорченные кадры.
Чрезвычайно сложен и очень не точен подсчет количества вспышек при съемке с многократной подсветкой объекта. По-видимому, расчет можно вести двумя способами. Один исходит из расстояния до дальних частей объекта; при этом число вспышек рассчитывается по формуле ведущего числа. Предположим, наша вспышка имеет ведущее число 24, а до дальней части зала, который мы фотографируем, 20 м, тогда необходимая диафрагма составит 24:20=1,2. Конечно, с такой диафрагмой вести съемку нецелесообразно из-за малой глубины резкости. Наиболее употребительные диафрагмы в подземной съемке – 8 или 11. Чтобы подсчитать количество вспышек для нашей пещеры, производим деление 11:1,2 = 9 (девять вспышек). Мы вели расчет только для дальней части пещеры, а нам нужно осветить и стены, и потолок, что потребует увеличение числа вспышек. Наконец, если пещера окрашена в темные тона, число вспышек еще более увеличивается.
Второй способ связан с приблизительным подсчетом площади снимаемого объекта и требует предварительных пробных съемок. Фотографируя какую-то небольшую пещеру, площадь которой нам известна, мы в процессе пробных съемок выясняем, сколько вспышек на определенную пленку требуется для этой съемки, и подсчитываем, какая часть вспышек требуется на 1 м2 площади пещеры (естественно, учитывается освещение не только стен, но и пола, и потолка). Полученный коэффициент в дальнейшем умножаем на примерную площадь снимаемых пещерных пространств; конечно, при этом учитывается их окрашенность.
Макросъемка
Нередко при работе в пещере возникает необходимость съемки мелких объектов – геликтитов, ледяных кристаллов, мелких натеков, а также насекомых и других животных, обитающих в пещерах. В таких случаях спелеологи чаще всего используют зеркальный аппарат "Зенит" с насадочными кольцами; съемку обычно ведут два человека – фотограф и его помощник, который подсвечивает объект фонариком. Упростить такую съемку можно, укрепив фонарик около фотоаппарата или объединив его с лампой-вспышкой. Такой "луч-лоцман" позволяет фотографировать без помощника. При съемке на цветную пленку луч фонарика, освещающий объект, может окрасить снимок в красноватый цвет; избежать этого можно, смонтировав выключатель таким образом, чтобы в момент нажатия на спуск фонарик выключался.
Более сложная конструкция – "световой дальномер", состоящий из двух прочно закрепленных фонариков с тонкими "игольчатыми" лучами, пересекающимися в той точке, по которой аппарат наведен на резкость. Принцип такого устройства показан на рис. 2.1, б. Если аппарата чрезмерно придвинут или удален от объекта съемки, фонарики отбрасывают два световых пятна. Если же эти два пятна сливаются в одной точке, это значит, что аппарат наведен на резкость. Другой способ – применение торчащих перед объективом и отмечающим плоскость наводки, а порой и границу кадра, металлических штырей и рамок.
Что касается выдержки, а точнее, диафрагмы, используемой при макросъемке со вспышкой, то лучше отказаться от сложных, не всегда удобных в пещерных условиях таблиц пересчетов диафрагмы и выбрать три-четыре постоянных комбинации переходных колец, рассчитать для них диафрагмы, проверить их практически на темных и светлых объектах и полученные величины записать на табличке, которую можно приклеить липкой лентой на футляре аппарата.
В заключение хочется добавить, что всю технику лучше прикрепить к себе (удобнее всего повесить на обвязку). Особенно часто теряются крышка от объектива, а она может улететь или в глубокий колодец (метров в 500), или попасть в какую-нибудь щель, откуда вы ее уже не достанете. Не забывайте, что если вдруг что-то из техники выскочило у вас из рук в тот момент, когда вы находитесь на веревке, и под вами есть ваш товарищ, то обязательно подайте сигнал «камень». Этим свою технику, разумеется, вы не спасете, но сохраните здоровье вашему напарнику.
И не забывайте, что фотографирование в пещерах начинается с обучения в первую очередь спелеологии, а точнее безопасному хождению по веревке в пещере.
Лекцию подготовил Дмитрий Бельский.