История одной пещеры. МН-73 "Минская". Поиск продолжения.

Одной из целей экспедиции "Арабика - 2013" было прохождение МН-73 «Минская» - организация навески SRT, топосъемка, поиск продолжения.
Пещера МН-73 «Минская» была открыта членами спелеосекции "Геликтит" в 1985 году. Последний раз в пещере работали в 1986 году. В 2013 году были возобновлены работы в пещере МН-73 «Минская». Пещера пробита для хождения по технике SRT до дна. Была проведена топосъёмка всей пещеры, глубина пещеры составила 270 м. Попытки дальнейшего исследования не увенчались успехом, т.к одна ветвь пещеры заканчивается сифоном, вторая – непроходимым завалом. Пещера паводкоопасная, опыт показал, что после сильного ливня даже маленький ручеек в меандре превращается в бурлящую реку глубиной по грудь. Не смотря на то, что за ним следуют колодцы, вода долго не уходит.

Хронология событий исследования пещеры МН-73 «Минская». Год 2013.
Дневник Романа Лепея.

11 августа:
Я (Лепей Рома), Артём (Чебурахин), Лёха (Седнёв), Федя и Дима (Чередниченко) отнесли 7 трансов, оставили их возле площадки «Три изотермика» вернулись через источник в лагерь МН-53

12 августа:
12:00 – выход из лагеря
13:20 – пришли на Минскую
Установка лагеря. Инженерные работы в дыре. Расширили вход. В 17:40 начали работу в пещере по навеске. Снова пришлось заниматься инженерными работами. Кувалда и скарпель сделали своё дело! От глыбы, которая заклинила вход почти ничего не осталось. Потом делал навеску. Провесил К12 и К30. Вышли на поверхность в 20:30.
21:30 – связь с лагерем (Мак не вернулся с источника). Договорились о связи с лагерем в 22:00 а пока готовим ужин.
22:00- связь с лагерем, всё ок, все вернулись.
23:55 – отбой

13 августа:
Всю ночь шёл ливень и сверкали молнии. Утром в 9:00 связались с лагерем и снова легли спать. Около 12и дождь прекратился. Приготовили завтрак. На сегодня планируем вешать К45 и К90. По топосъемке это один пролёт, который делится после К45 балконом ( это если смотреть по ходу ручья), там раньше ходили толи по тросу, толи по 2м верескам… Есть идея, провесить перилами обход и выйти на противоположную стену, которая идёт до дна колодца сплошным отвесом. Тогда получится вертикаль 135м!
14:20 – пошёл в пещеру делать навеску. Артём пошел за водой на источник и спустился ко мне позже. Провесили К45 (организовал перила в обход воды). После ночного ливня пещеру просто не узнать. Везде льёт вода. Немного замок. Начал вешать К90, но не угадал со стеной… Через несколько десятков метров она превратилась в месиво из глины и глыб, а потом вообще ушла в отрицательный карниз. Пришлось демонтировать много навески и подниматься наверх К90…
Решили подниматься наверх и готовить ужин. Продолжим штурм завтра. Вышли в 19:15. В 21:00 связь с лагерем: 101-ю топит, а так всё в порядке. После ужина долго разговаривали, потом легли спать.

14 августа: После завтрака и связи с БЛ, выдвинулись в пещеру (10:45). Сегодня удача была с нами – удалось провесить К90! : ) На дне колодца много камней и глыб – результаты обвалов. Из зала выходит маленький ход, который идёт прямо (приходящий меандр) и налево (туда уходит вся вода). Дошли по меандру с ручьём до колодцев… Решили сделать эту работу завтра, заодно принести ещё веревку и гидрокостюмы… По пути подобрали на дне К90 мусор (упаковали в транс) – старый синтепон, полиэтилен и т.д. и вынести на поверхность, потом просушим и сожжем… Поднялись в 17:15. Переоделись, поужинали. Вечером разговаривали по рации с Аминой, 101-я идет вниз! Это радует.. У нас садится батарея в рации, поэтому решили связываться с БЛ только по вечерам

15 августа:
После завтрака, как обычно мы отправились в пещеру (11:00). Быстро дошли до вчерашних колодцев и приступили к организации навески. Судя по схеме, эти колодцы должны привести нас к сифону. Так и оказалось, вскоре мы обнаружили сифон, но это оказался не тот который мы искали, справа от этого есть обход, потом длинный меандр, Снова колодец. Вешаем. Закончились анкера, бьём спиты. Под колодцем сильно льет, внизу приземлился в ванну, немного замок. Поднялся сделал еще перестёжку чтобы отвести навеску от воды. Внизу, после колодца зальчик из которого выходит меандр, который приводит к сифону. В меандре в одном месте пришлось ползти по ручью, снова замок. И вот сифон! Видно что потолок глубоко уходит под воду, вокруг все стены в глине, скользкие. Слева небольшой глиняный лаз. Попробовал в него залезть, но не удержался (скользко из-за глины) и сорвался, прямо в сифон, окунулся по грудь. Сильно замок. Похоже на сегодня всё. Здесь нужен гидрокостюм… Завтра продолжим. Пошли на выход. Вышли на поверхность в 18:15. После недолгих раздумий решили сгонять в БЛ, взять анкеров и увидеться с ребятами. Выдвинулись в 19:25. Взяли собой уже ненужный газ (высаженные батареи от перфоратора, кувалду, фомку, скарпель и т.д) Пришли в лагерь в 20 :50. Здесь нас радостно встретили. Поужинали, пообщались, узнали последние новости, заодно зарядили батареи к фонарю.

16 августа:
Подъём. Завтрак. Начали собираться, взяли анкера, 15л воды, ну и продуктов. Потом еще долго пили чай, поэтому вышли только в 11:30. С нами пошли прогуляться Ира и Артемий. В 12:30 мы пришли в лагерь возле «минской». Спустя некоторое время собрались и отправились в пещеру, а ребята (Ира и Артемий) пошли обратно в БЛ (13:30). Сегодня мы пошли по другому меандру. Через некоторое время – снова пара колодцев. Провесив их, мы спустились в зал. Зал огромный, потолки высокие. Здесь когда-то стоял ПБЛ. Много консервных банок полиэтилена, синтепона и т.д. Среди ПБЛ-ного хлама обнаружили белку! Она была совсем как живая, гладкая шерстка, чистая. Лежала, свернувшись калачиком. Интересно, как она сюда попала? Врядли со входа, она бы разбилась… Если бы ее принесло водой, то она бы имела совсем другой вид, и валялась бы где-нибудь в водотоке. А так она явно была жива и бегая по залу нашла себе укрытие среди ПБЛ-ного мусора. Может быть в плане пещера стремиться к склону? И белка попала сюда по какой-нибудь щели? Непонятно…
Побродив по залу, оценили его масштабы. Он действительно очень большой. Весь завален обвальными породами. Есть несколько мест раскопов, в одном сильно журчит вода. Но работать там нельзя! Опасно! Велика вероятность обвала.
Перекусив, мы спаковали часть мусора в транс и отправились на выход. Заодно прихватили с собой белку. Похороним ее на поверхности… Подошли к развилке меандров. Оставили трансы и отправились на исследование сифона. Одел гидру и полез в воду. Сифон глубокий. Возможно есть ход, но потолок уходит глубоко вниз… Потом полез в тот глиняный обход. Там узко и мокро, много глины. Пролез несколько поворотов и упёрся в завал из камней и глины. Всё, тупик. Пора возвращаться наверх. Вылез, переоделся, побежал наверх, по дороге прихватив транс с мусором. Вышли в 21:10. Поужинали. В 23:00 (как договаривались) связались с БЛ. Обсудили планы на завтра: Ира Ермакова (СК "Дзержинец", СПб) сменяет Артёма и мы начинаем делать с ней топосъемку.

17 августа:
Сегодня у нас пересменка, поэтому день прошёл в растащенном режиме. Проснулись позже обычного. После завтрака бездельничали и отдыхали. После обеда, пришла Ирка. Разговаривали, пили чай, пообедали. В пещеру выдвинулись только около 18:00. Делали топосъемку. Отсняли примерно треть. Вышли в 21:30. Потом ужинали и вели разговоры. В 23:00 связались с лагерем и узнали новости, забросился Андрюха (Недовизик). Немного пообщались по рации (так прошел день).

18 августа:
После завтрака мы с Иркой начали собираться в пещеру. Во время сборов пришли Недовизик и Артём, соответственно сборы затянулись : )
Андрюха рассказал о своей поездке на Кавказ, как он забрасывался на Арабику. Вобщем в пещеру мы выдвинулись в 12 часов. Я с Иркой поехали вниз делать топосъемку, договорились, что Андрей догонит нас. Добрались с Иркой до места, где закончили вчера. Начали работу. Снимали достаточно долго, т.к Андрюха всё не приходил мы поняли, что он забурился в другой ход. Отсняли ход в ПБЛ-ный зал, сам зал тоже отсняли. Там я спаковал мешок мусора и взял его собой (во время работы мы даже собрали весь телефонный кабель, и вынесли его на поверхность). Когда мы снимали меандр в сторону сифона, встретили Андрюху. Всё оказалось, как я и думал, он сначала пошел не в тот вход.
Закончили снимать до сифона и вернувшись до развилки (возле К90). Здесь нам с Ирой предстояло отснять еще один меандр. Решили так: мы с Ирой идём снимать, а Андрей берёт транс с мусором и идёт наверх. Так и сделали. Андрей пошёл наверх, а мы с Ирой сели перекусывать. Затем пошли топить меандр. Все время съемки услышали нарастающий гул (как будто поезд в метро). Стало ясно – идёт вода! Спустя пару минут она появилась – с уступа хлынул целый водопад. Мы решили доснять меандр и срочно возвращаться. Так и сделали. Выходя из меандра, услышали какие-то крики. К своему удивлению увидели Андрюху. Он был весь мокрый и дрожал от холода. С его рассказа стало ясно, что вверх идти нельзя. Там на колодцах водопады. Он шел вверх и сильно замок, руки перестали слушаться. Единственный выход сбросить транс и спускаться. По его словам, он совершенно не помнил. как спустился, всё было как в тумане. Выслушав его, мы поняли, что отрезаны паводком и нам придётся некоторое время отсиживаться пока вода не спадёт. Оглядевшись по сторонам, мы поняли, что наше место плохо подходит для отсидки: сильный ветер, и совсем мало места (мы едва могли разместиться втроём, невозможно было выпрямиться в полный рост…) Решили идти в другой меандр, где были расширения, соответственно можно делать физические упражнения, чтобы согреться. Пошли туда – и снова неудача! Меандр в котором во время топосъемки воды было не выше сапога был затоплен по грудь! Что поделаешь пришлось вернуться на прежнее место. Быстро скинули снаряжение, раздели Андрюху. Выжали его изотермик, я дал ему своё термобелье, Ирка – майку. Потом мы принялись оборудовать наш «уютный» уголок. Достали из касок изофолии (всё время думал: «Ну зачем я её таскаю?!» и вот надо же, пригодилась). У меня в трансике нашлись обрывки телефонного кабеля, натянули его поперёк хода, повесили на него изофолию, придавили снизу камнями – дуть стало заметно поменьше. Из остальных кусков изофолии соорудили нечто похожее на колпак. Я снял каску, уменьшил расход воды в карбидке и поставил её между нами. До начала всех этих мероприятий мы засекли время – на часах было 17:58. Теперь нам оставалось просто ждать и бороться с холодом. Первые часы мы много разговаривали, рассказывали разные истории. Но ближе к ночи у нас потухла карбидка, сгорела Андрюхина свеча – сразу стало как-то неуютно. К тому же начало хотеться спать, но холод не давал этого сделать. Очень часто приходилось делать упражнения, чтобы хоть немного согреться! Но место, в котором мы находились, не позволяло толком развернуться. Мы принялись размышлять и прикидывать варианты нашего спасения. Если на поверхности затяжной дождь (может быть несколько дней) то единственный вариант, что если кто-то спустится к нам в гидрокостюме и принесёт нам гидры. Так как все гидрокостюмы были в ТМ-101, то нам их принесут очень нескоро… А холод очень сильно дожимает!

Уже 19 августа, интересно надолго ли зарядил дождь? Ближе к утру лично мне стало ясно, что нам надо пробовать прорываться наверх. Обсудили с ребятами. Ирка, в принципе, была непротив. Андрюха наотрез отказался, сказав, что с него хватит. Тогда я предложил такой план: я прорываюсь наверх, беру там газ, горелку, калорифер, еду, в общем, всё необходимое. На поверхности в палатке также был гермомешок и изотермик, который я планировал взять собой и переодеться внизу, т.к конечно буду мокрый до нитки. Выслушав меня, ребята согласились, выход назначили на 6:00 часов утра… в 5:45 я начал запаковываться в снаряжение, остывший и невыспавшийся организм слушался с трудом. В 6:00 я оправился в путь…. Вышел на дно К90, тут действительно сильно лило. Не раздумывая долго, встегнулся и принялся жумариться что было сил. Я твёрдо решил подняться до поверхности, иначе было нельзя. Поднимаясь, я заметил что вода льёт не так уж и сильно и это было хорошо…
Прошел К90, вышел на К45, всё в порядке − иду дальше. До поверхности совсем немного… Да, вода точно уменьшилась. И вот финальный рывок и я наверху. На поверхности рассвет, солнце выходит из-за гор и совершенно ясное небо. Как всё-таки красиво! Моментально стало ясно, что надо возвращаться к ребятам, чтобы сообщить им радостную новость! До нашего лагеря всего 100 метров. Пулей влетаю в палатку, беру пару перекусов, шоколад и назад в пещеру. Очень быстро спускаюсь вниз и в 7:05 я уже разговариваю с ними. Перекусываем и начинаем выход наверх. Иду первым по пути подбираю брошенный Андрюхой транс, выношу его на поверхность. У входа дожидаюсь ребят, вместе выдвигаемся в лагерь. На часах 8:15… потом был завтрак, попытки выспаться... Солнце, которое мы так ожидали, теперь палило нещадно и нам пришлось прятаться в кустах, чтобы немного вздремнуть в теньке. После обеда пришли Талия и Артём вынимать навеску из Минской. Мы были очень рады их видеть. Ближе к вечеру мы выдвинулись в сторону лагеря. Спустя пару часов мы были среди своих, как раз успели к ужину : )

Надо отметить, что дождь вечером 18 августа на поверхности длился не более 4-х часов.

Топосъемка пещеры МН-73 "Минская"