Августовский канал и Гродненская пуща. Пвд в самый уголок страны

15-17 апреля прошел пвд на августовский канал и Гродненскую пущу. Случайность, или близость к другим культурам, но походы в приграничье всегда выдаются особенно интересными. Не стал исключением и этот – весенний сезон без уже надоевшего всем снега мы открывали на Августовском канале, интереснейшем уголке нашей страны, литовско-польском приграничье.

Ночной поезд, час автобуса – и вот мы в Сопоцкине. В интернете пишут, что большинство живущих здесь – поляки, и даже школа польская. проверить это, к сожалению, нам не удалось: в 8 утра воскресенья никого не видно на площади, только пограничник подошел поинтересоваться, кто-откуда-куда. Забегая вперед, скажу. что это первый поход в приграничье, где нас ни разу не остановили по пути для проверки паспортов. Может, слишком много тут туристов шастает, а может, этот передал всем, что идем, но появилось даже ощущение, что мы никому не нужны и не интресны :)

Пару километров – вот и первая остановка. Среди поля стоит бетонная коробка дота, через дорогу – ещё один. Вполне себе целые, но у одного немного порвало стену – воспользовавшись моментом, тренируем скалолазание, попадаем на крышу. Доты маленькие, с 1 этажом, но мы знаем – здесь был огромный укрепрайон, и дотов нам предстоит увидеть немало и самых разных.

Отличное решение срезать приводит, конечно, к отличным лазаниям по крутым холмам среди леса и прыганию через болото. Но возвращаться уже не хочется (ну, тут же чуть-чуть, всего километр) – выходим к полю, а там и деревня. За ней, на лесной дорожке, начинается уникальное для Беларуси явление – маркированный маршрут. Да, настоящий, с метками, указателями, и всё такое. До Европы километров 15 – ясно-понятно, но всё же удивительно и непривычно. Мы идем по велосипедному – хорошая лесная дорога, стрелки к дотам…

Кстати, о дотах. Первый же дот в лесу оказался полностью разрушенным, но развалины – развалины просто великолепны! Густо заросшие мхом, подсвечиваемые пробивающимся из-за елей солнцем – они создают атмосферу какой-то сказки-фентези, властелина колец, или что-то вроде. Очень зелено, очень необычно, да и полазить есть куда!

К другому другой доту - уже почти целому снаружи – даже вела лесенка. Только вот спускаться оказалось безопаснее рядом – скользко, мокро, того и гляди – улетишь в подвалы. Двухэтажный – уже интереснее, находим люки даже в подвал. Правда, лезть туда не хочется: два метра высоты – и тупик. «Идите, идите сюда!» - кричит Витя. Заглядываем на звук – он на высоте метров пяти сидит в окне. «Давайте, лезте сюда!» Но стена почти гладкая, только трещина посередине. «Наверное, с улицы зашел» - думаю я, но, конечно, поддаюсь на провокацию. И совсем не сложно, главное – начать :)

67911

К обеду выходим в Домбровку – один из сохранившихся шлюзов на белорусской территории канала. Всё очень отреставрировано и ухожено, причал катера и прокат лодок: в общем, всё для привлечения отдыхающих. Музей канала оказался закрыт (в дверях торчали ключи – может, стоило подождать), зато рядом был музейный колодец с отличной немузейной водой. Пополнили запасы, и только собрались переходить шлюз, как кто-то крикнул: «Качели! Там же качели!» Переглядываемся – и дружно бежим туда. Качели – просто супер: доска на цепях, вроде лодочек, что в парке Челюскинцев. Нас село шестеро, но поместиться и больше – они огромные, и раскачать можно чуть не под 90 градусов. Кто вообще сказал, что качели – для детей?

1213

1314

Шлюз, разводной мост – совсем как в Питере, только маленький и деревянный)), деревянный мост с мощными водопадами, где ничего не слышно, - и мы снова на нашем «маршруте №1». Теперь тропа извивается вместе с рекой, по дороге встречается несколько беседок и много лавочек, так что обедали мы с комфортом! Несколько километров – и выходим на асфальт, Рынковцы, Лесная – стоп. Вот и всё. Дальше – погранполоса, Польша.

2425

На въезде в Лесную, кстати, есть настоящий паром. Такой, с тросом, вручную перегоняется который. Мы так и не поняли, работает ли он в принципе: сам паром был отогнан немного в сторону, с него до противоположного берега сколочены пешеходные мостки. Но конструкция в любом случае интересная – особенно для тех, кто таких паромов и не видел!

Лесная дорога ведет нас параллельно границе. Теперь мы на велосипедном маршруте №402 «Лисья гора», и где-то тут эта самая гора и должна быть. Гор там и правда хватает, вот только саму Лисью мы не нашли – видно, пропустили, когда немного не туда свернули. Насмотревшись на мшистые зеленые сосняки собрав в кроссовки весь песок (не сладко местами веловипедистам приходится!), мы вышли в Едрене – одному из озёр Гродненской пущи.

всего в пуще 8 озер, из них три находятся прямо на границе, и одно – в пограничной полосе. остается три разрешенных к посещению, и мы, не зная, какое лучше-красивее-удобнее для ночлега, решили налегке прогуляться к двум другим, оставив с вещами желающего поспать. Озера совсем близко друг от друга – километр до Светлого, ещё метров 500 до Кавени. Светлое оказалось типичным «болотцевым» озером – берега во мху и багульнике, бурелом, проход – только азимутом. На Кавеню же был поворот для машин, но красивым нам оно не показалось: мрачновато (или солнце зашло за деревья?), красивых мест мы не увидели. На нашем же озере – Едреня – и берег высокий, и светло, и даже столик с кострищем. Как и предполагалось, смысл прогулки получился исключительно в прогулке :)

19светлое

На следующий день нам предстояло пересечь Гродненскую пущу и выйти к самому началу августовского канала – Немново. Пройдясь вблизи вчера посещенных озер (кстати, нашли второй подъезд к Кавене – издали выглядит ничего, может, так же красиво, как и на нашем озере), мы пришли в Калеты. Кажется: деревня, ну и деревня, но именно тут сходится две погранполосы: Польши и Литвы, самый что ни на есть уголок нашей страны. Напротив костела – общественный колодец, глубокий – вода вкусная, с удовольствием пополняем запасы: до обеда деревень не будет.

Теперь идем уже вдоль литовской границы. Погранполоса - сразу за домами, идешь по дороге, в одну сторону можно сворачивать, в другую – только с пропусками, и знаки соответствующие висят. Прямо ощущение разведгруппы! За соснами с запрещенной стороны мелькает озеро Савек, слева видим ржавую кабину легковушки – может, и правда контрабандисты оставили, когда поймали их? Немного не доходя до реки, маркировка маршрута раздваивается: свежие марки ведут на юг вдоль р. Марыха, другие (того же маршрута) – прямо через реку. 200 метров – и мы понимаем, почему маршрут поменяли…

Это просто вау, ух, вот это да и круто-круто!!! Моста есть только половина, от второй остались лишь стойки, на которые перекинуты бревна, река довольно широка, течение, словом – прямо подарок судьбы! Конечно, решено переходить, пускаем первым Витю как самого тяжелого и бесстрашного: первое бревно плоское, проходим ногами, вторые два – круглые, удобно сесть и так ползти, на третьем участке – три тонких, аккуратно переходим вприсядку. Отличнейший мост, просто прекрасный! Удачно переправившись, идем лесами дальше.

2122

2423

За д.Кадыш нас встречает ещё один сюрприз: оказывается, там построили вольер, то есть просто огородили кусок леса для охотников, а наша дорога как раз по нему и проходит. Спрашиваем у местного деда – вроде до реки вольер не доходит, значит, не страшно, обойдем. Для поднятия сил пообедали, идем: дорожка, всё здорово, тут хутор, и – всё. То есть всё, дороги нет. Совсем. с одной стороны – река, с другой – 15-метровые склоны, градусов так под 60 наклоненные. Ну, что же делать – лезем на склон, идем по тропинке – звериной, человеческой – не ясно, тем более, что появилась она из ниоткуда (а может, только в моём воображении?) вскоре вновь видим знакомый забор, слева невдалеке – река, что же, идем тропинкой. Постепенно река подходит ближе, вот мы уже на этих самых склонах, траверсим «белорусские Карпаты». Вид, кстати, на реку шикарен (но только для тех, кто имел время-силы смотреть :) ) Вдруг река подходит совсем близко, склон уходит в вольер – перед нами болотце (наверное, только весной оно болотце), к счастью, вокруг десятки бревен – мастерим гать (я вот не мастерила ещё гатей в походах, и ребята, вроде, тоже), благополучно переправляемся на другой берег. Снова траверс (настоящий траверс в нашей равнинной Беларуси!!), тропа с полчищами муравьев – и вот вольер отходит в сторону, и мы выходим на обычную лесную дорогу, маркированную – ну, конечно! – всё тем 402-ым маршрутом.

2526

2728

Шлюз Немново – каскад из целых трёх шлюзов. Мы выходим как раз с его стороны: смотрится эффектно, особенно мне понравился разводной мост, венчающий данную конструкцию. На сей раз он был опущен – а нам как раз туда и надо! В Немново, кстати, тоже есть музей, но пришли мы поздновато, ближе к 18 – всё закрыто. Так что мы двинулись на поиски стоянки – вблизи турбазы оказались отличные места, и даже больше, чем нужно для счастья: столик, навес, словом, поляна люкс. Река рядом, кстати, ну очень быстрая для Беларуси: вроде как именно здесь проходит знаменитая «Неманская весна», фестиваль всех водников. А ещё совсем рядом находится низшая точка Беларуси – урез р.Неман на Литовской границе, 80м. К слову, на берегу реки у стоянки навигатор показывал всего 89 метром (Минск – где-то 250 примерно, для сравнения).

2930

После замечательного вечера-посиделок прошел не менее замечательный дождь (прекрасный тем, что он был ночью, а днем всегда тепло и сухо), и утром мы двинулись дальше. От турбазы начинаются все маркированные маршруты, и мы двинулись по знакомому с первого дня пешеходному №1, помня его красивости и продуманность именно для пешиков. Ещё один шлюз со смешным названием Куркуль (уже не такой интересный, как предыдущие, видно, из-за близости Немново), миниГЭС с ревущими водопадами – и вот мы идем вдоль канала. Немного напоминает нашу Вилейско-Минскую систему под Вязынкой (наверное, там, что он прямой и тоже с мостом). «Ааа, смотри, смотри, нам же туда?» - кричит Витя. За кустами виднеется мостик – вернее, некогда им бывшее: покосившиеся перила, обломанные доски, да и сам мост давно не стоит ровно. Нам не туда, да и дорог там нет, но тут как раз и время привала: желающие увлеченно «покоряют» мост, подо мной проваливается доска – от «покорения» отказываюсь, аккуратно слажу обратно. Интересно, куда он раньше вел?

3132

3334

У причала отходим от канала, немного леса – и развилка маршрутов: Радзивилки или Соничи. Нам нужно успеть на поезд, да и из Сонич дорога – сплошной асфальт, а смотреть вроде как нечего, так что выбор очевиден. К счастью, дорогу через поле не запахали (или уже восстановили), так что без приключений доходим до деревни. Тут находится старинная усадьба, идем смотреть – длинные строения-стены, пустые окна – вообще, на конюшни похоже больше. И тут оглядываемся: за соседней оградой высится сама усадьба. Оказывается, теперь её реставрируют, за забором пёс, в свободной доступе – лишь эти конюшни. А за конюшнями очередной подарок похода – да-да… качели! Такие, знаете, как в детстве делали: перекладина на веревке, и на руках качаешься. Тут уж мы налетались: быстро перевязали на нашу высоту, и понеслись полеты в небо! Кто на руках, кто ноги закидывал – ощущения непередаваемые, а пасущиеся рядом овечки своей нечастостью для Беларуси отлично дополняли происходящее. Девочки пошли с ними фоткаться, бедняги сжались в кучку: видно, не часто им внимание проходящих достается :) В довершение всего, нам удалось стать зрителями настоящего петушиного боя. Точнее, петушино-индоуточного. У петуха был целый гарем кур, а индоутк имел всего одну индоутку, то ли ему стало мало, то ли петуху захотелось прибавления в гареме – непонятно, но выиграл петух, и дрались они знатно!

3435

По дороге из Радзивилок, возле д. Песочники, вышли на асфальт. Тут нас ждал последний на пути дот – 2 этажа, разнообразили посещение скалолазанием из подземного этажа в окна. Ну а дальше – знакомый нам Сопоцкин, местное мороженое и уютный автобус. Приехали в Гродно – пасмурно, ветер, будто совсем другая погода. А, уже в поезде, словно невидимую границу пересекли: дождь, холодно. Словом, повезло нам с погодой очень: за день до приезда лило, потом 2,5 дня солнца – и снова. Но мы и протопали как раз эти 2,5 дня!

На мой взгляд, это – один из самых интересных пвд, в которые я ходила за последние пару лет. И красивости, и интересности, и препятствия вроде сломанного моста и гати, и даже траверс! Ходите в походы, там весело и не соскучишься :)

карту похода можно посмотреть тут