Неизвестные (но интересные!) Голубые озёра. Осенний ПВД 3-4 ноября

3-4 ноября состоялся очередной осенний ПВД. Как всегда, осенний поход является учебным для вновь прибывших учеников школы первого года, где даже те, кто никогда не был в походах, могут погрузиться в атмосферу и романтику туристской жизни. Ну и, конечно, более опытные товарищи тоже присоединились к этому мероприятию. И собралось нас целых 32 человека! Давно, наверное, такой толпой не ходили :)

Ранним утром наша шумная компания, захватив пол вагона гудогайской электрички, двинулась на станцию Солы. Все знают, что Голубые озёра находятся возле Нарочи (и прошлым летом мы уже ходили туда интереснейший пвд, читай тут). Но, оказывается, название не уникально: альтернативные Голубые озера лежат в сосновых лесах Сморгонщины. Туда-то мы и направились!
Утро началось с потери одного участника (точнее, он и не садился в электричку). Нас оказалось 31, и этой огромной толпой мы весело пошгали из поселка. В самих Солах, кстати, есть красивая церковь, но стоит она совсем не по пути :)

Асфальт сменился гравейкой, а вскоре мы и вовсе свернули на лесную дорожку. Небольшой канал рядом создавал довольно красивую картину, и вскоре мы вышли к огромным пересохшим прудам. То ли это отстойники, то ли бывший рыбхоз, но воды почти не осталась, да и картина довольно мрачная: потрескавшаяся глина, черные поля… Одним словом, осень – не время ходить по таким местам!

По плану поход должен был быть совсем простым. То есть всего по 20км в день, и никаких сюрпризов в виде болот, азимута в бурелом и осенних бродов. «Нет, так не бывает, по-любому что-то будет!» - слышалось тут и там. И вот оно – а, точнее, она – канава. Слишком глубокая для перехода в сапогах, с одиноким тонким скользким бревном. Не могло быть и речи, чтобы всем идти по этому бревну, но кое-кто из мужской части группы умудрился попасть на тот берег, и вскоре мы получили отличный мост типа «гать». Ура, идем дальше!

Несколько сотен метров азимута по отличному светлому лесу – и мы вновь на дорожке. Кто-то даже успел по дороге полакомиться брусникой – брусникой в ноябре! Так за бесконечными разговорами мы добрались до деревни Рачуны. Примечательна она лишь наличием довольно большого озера Рыжее. Почему Рыжее, если обычного серего цвета?

Надо сказать, что в этой деревне нас всё же стало 32. Другой участник, изначально бывший под вопросом, догнал нас на попутке. А что, если в поход хочется? Набрав воды, поспешили вновь в леса, тем более что тут нас нагнал и дождик. Некоторые «зонтичные» оказались в выигрыше :)

Казалось, теперь всё будет гладко до вечера, знай только, иди, но на помощь подоспели строители лэп. Чтобы мы не заскучали, они возвели огромную линию, перепахав и вырубив целую полосу, а заодно и нашу дорогу. Помните: если дорога на генштабе 80-ых сплошная, гарантии её наличия всё равно нет :) Покрутившись по лугу, мы двинулись азимутов за канал в лес. Канал порадовал своей сухостью, а вот лес не так сразу пустил нас к себе: еле заметная тропинка то пряталась, то выползала, порой понятно было лишь по деревьям, что дорога тут есть.

Но всё хорошее заканчивается: дорога стала дорогой, а потом – хорошей дорогой, и, срезав по несуществующей на картах тропе, мы увидели озёра. Красивейшие лесные озера с отличными подходами и великолепной стоянкой!

Место действительно прекрасно, думаю, летом тут полно людей, так что осень – самое время ходить! Начались бесконечные посиделки у костра, долгие песни (в кои-то веки было много гитаристов!) Особенно понравились всем песенки про глиста и про бурундучка, который мозолистой лапкой защищал бурундучат от лося. Вроде, не совсем так, но я услышала именно такую историю.

Второй день обещал быть ещё проще. Выйдя к широкой дороге, мы тотчас свернули с неё на просеку («как, сюда?») и попали на прекрасную тропку и ещё одно озерцо. Сосны, мох, светлый лес…

Возле деревни оказалось ещё одно озеро.

Где-то тут спрятался и родник, правда, найти его не удалось. Зато прогулялись по «набережной» Вилии в деревне Марковцы. Можно пройти и просто улицей, но кому интересны улицы, когда есть задворки и Вилия! Тропинка с задворок вывела нас к реке-ручью, тут же был виден и мост, чуть в стороне – половина группы облегченно вздохнула, а половина желала брод. Но нет, не в этом походе, эх!

За Марковцами есть два немецких кладбища времен первой мировой. Они ухоженные, сплошь поросшие мхом, на каменных крестах – немецкие имена. Смотрится необычно и даже красиво (я вот кладбища не люблю, но это стоит внимания).

Возвращаемся чуть назад и в сторону – и попадаем на широкую гравейку. Сморгонь очень разрослась заводами, и теперь начинается километров за 10 от центра. Ничто так не утомляет, как прямая однообразная широкая дорога: вроде там километра 4, а кажется, и конца нет… На ближайшем незапаханом повороте мы немедленно свернули и сели обедать.

До города осталось совсем немного: выбрав альтернативный путь через леса-поля-деревню (куда как лучше бесконечного завода!), мы пересекли озимый рапс и выбрались к окраине жилой Сморгони – району Корени. Городской автобус быстро довез нас на вокзал, где и закончилось наше путешествие. мы вдоволь наобщались, налюбовались природой и отлично провели время. Ходите в походы - и будьте счастливы!

все вместе

карта

Карту и маршрут в большем разрешении можно глянуть тут.

И как бонус – хронометрия похода (всё детально расписано, что-когда).

В описанных событиях принимали участие: